Талисман надежды
В очередной раз небо над картодромом Назарьево содрогалось от рева движков, заволакивалось дымком выхлопов: в жарком споре за победу в крупных соревнованиях сошлись картингисты.
Не за горами – новое состязание, за ним – еще и еще… Картодром, на долгие годы выпавший из спортивной жизни округа и всей столицы, снова заработал на полную мощь.
– Как вам трасса? – поинтересовались мы у участников очередных соревнований.
– Жесть! – говорит один. – Сочи, Белгород – это всё не то! Я за сегодня на пять кило похудел!
– Я вспомнил, как рулить! – добавляет второй.
– Классно! – итожит третий.Да, мнение спортсменов единодушно. Трасса в Назарьево – не только качественная (отличный асфальт, грамотно установленные поребрики), но и очень интересная по конфигурации. Лучшая в Москве и одна из лучших в России. Гонщики называют ее «рабочая», то есть трасса не самая скоростная, но работать на ней приходится в полную силу. На многих более простых трассах залогом победы становится регулировка карта, его двигателя, а мастерство пилота отходит на второй план. Спортсмены однозначно признают, что на зеленоградском треке такие фокусы не проходят.
И в то же время директор ГБУ «Талисман» – хозяина трассы – Евгений Махов разводит руками:
– Даже полуфабрикатом ее пока трудно назвать …
Действительно, на очередные соревнования съехались сильнейшие картинговые команды России. Представительство было весьма серьезным. Дальше ожидается больше: трасса рекламирует сама себя, появляется все больше желающих попробовать на ней свои силы. Техническая площадка перед картодромом достаточная для того, чтобы разместить с полтора десятка команд.
И тут начинаются «но». Электричество – генераторное; чтобы обеспечить свои потребности, команды вынуждены привозить собственные генераторы. Силовой кабель к картодрому проложен, но энергосеть еще не оборудована – ни освещения, ни даже розеток. Вода – привозная, в баках. О том, чтобы оборудовать душевые для спортсменов, и речи быть не может. Туалеты – стандартные временные пластмассовые капсулы.
Ближайшая гостиница – в Зеленограде (по цене 1600 руб. за ночь – не всякая команда может позволить себе такой бюджет. Да и далековато). Гости ночуют прямо на технической площадке, в своих палатках. Ближайший магазин – в Фирсановке; в дни соревнований организуются выездные точки торговли, но этого мало. Ближайшие кафе – тоже Зеленоград и Фирсановка. То же и для гостей трассы, зрителей: трибуны нет, те же неудобства с туалетами и кафе.
Даже городским транспортом добраться до картодрома проблематично: один микроавтобус (маршрут №27) не чаще одного раза в полчаса. В обычные дни Назарьево большего и не требует, но если (мы надеемся) картинг в Зеленограде обретет должную популярность – в дни соревнований надо будет что-то предпринимать.
То есть имеется только трасса – прекрасная, практически международного уровня (официально подтверждена категория А – федерального уровня), и никакой инфраструктуры. – Поэтому, – говорит Е.Махов, – эта категория нам подтверждена фактически авансом.
Мы говорим об этом не для того, чтобы отругать хозяев картодрома. «Талисман» – государственное бюджетное учреждение, и выше головы не прыгнет. Доходов с той скромной коммерческой деятельности, которая ему разрешена по закону, разумеется, не хватит на то, чтобы самостоятельно, из своего бюджета обустроить цивилизованный карт-городок.
Причем есть проект, уже согласованный и утвержденный во всех инстанциях. Проектом предусмотрены электрификация, водопровод, технические боксы, помещение для брифингов, для судейской бригады, столовая, туалеты, раздевалки с душем. Необходимы отдельные помещения для хранения горючего и шин. Это на первом этапе, что позволит хотя бы в техническом отношении приблизить картодром к требуемым стандартам.
А дальше – летний мотель, кафе, торговые точки – словом, все необходимое, чтобы и участники соревнований, и зрители чувствовали себя комфортно. Территории для реализации проекта достаточные.
Вопрос только в одном – в финансировании. Этого предстоит добиваться.
В России существует всего три ГБУ, которые профессионально занимаются организацией гоночных соревнований: в Татарстане, в Сочи и у нас в Зеленограде. Причем до восстановления трассы московские соревнования по картингу проходили в Курске, Белгороде, но не в самой Москве: не было в городе достойного трека. Теперь – есть!
Депутат Муниципального собрания Екатерина Лобанова, во многом благодаря которой началось возрождение Назарьевского картодрома ГБУ «Талисман» создан в декабре 2008 года, официально зарегистрирован в феврале следующего. История его создания – отдельная песня. В то время муниципальные власти Москвы были убеждены, что основной упор необходимо делать на досуговую работу с детьми и молодежью. Руководитель муниципалитета Савелки И.Юдахина в целом не возражая против этого, одновременно все-таки пробивала свою точку зрения: досуговых учреждений в районе достаточно. Есть и спортивные, но в основном – специализированные спортшколы. А нужна району база для широкого круга как видов спорта, так и занимающихся. Еще одно возражение приходилось преодолевать: почему только для детей и юношества? Спортом хотят заниматься все!
Пробили. Со скрипом, со сломанными копьями, но депутаты своего добились. «Талисман» стал именно спортивным учреждением. Помещение в 309-м корпусе отремонтировали, причем депутатский контроль был жесточайший: подрядчика заставили все сделать на совесть, как для себя.
И сегодня «Талисман» организует для жителей района, да и всего Зеленограда, соревнования по пляжному волейболу, хоккею, флорболу, дартс, городкам, шашкам и шахматам, аэробике. И отдельная тема – картинг.
Тоже немало сил потребовалось, чтобы разбитую, давно пришедшую в негодность трассу передать в управление ГБУ «Талисман». И эти препоны были преодолены; пока сюда еще не вернулся автоспорт, на территории в Назарьево проводились спортивные соревнования по принципу многоборья.
Но вот произошло примечательное событие: в Зеленоград для встречи с муниципальными депутатами приехал мэр Москвы.
И депутаты Савелок добились того, о чем не всякий рискнул бы и мечтать: С.Собянин распорядился выделить средства на ремонт назарьевского. Реконструкция трассы позволила ей не только вернуться в строй, но и встать в ряд лучших в стране. Но говорят: сказал «А» – говори и «Б». «А» сказано звучно; теперь требуется столь же звучное продолжение.
Причем в проекте предусматривалось выделение трех траншей финансирования: первого – собственно на трассу, второго – на инженерно-технические коммуникации, третьего – на инфра-структуру. Первый транш получен и использован с толком. Но судьба двух других, увы, под вопросом: бюджет города в этом году был вынужден «поджаться», многие не первоочередные проекты пришлось отложить до лучших времен. Это понимают все. И тем не менее звание одной из лучших картинговых трасс России обязывает: нужно довести дело до конца. Многоцелевой спортивный комплекс с регбийным стадионом уже стал «фишкой» Зеленограда, совсем недавно приняв соревнования на Кубок европейских чемпионов по регби-7. Назарьевский картодром имеет все возможности стать еще одним центром притяжения спорта в Зеленограде. В частности, впервые в истории Зеленограда здесь прошел этап первенства России по картингу – ранее соревнования такого ранга у нас не гостили. Это редкая жемчужина, которая требует хорошей оправы.
На зеленоградском автокартодроме в Назарьево прошли соревнования по картингу, которые включены в Единый календарный план Москомспорта и Министерства спорта России. Зеленоград принимал третий этап первенства России, третий этап Академии РАФ и второй этап Открытого Кубка Зеленограда. Последний раз соревнования такого уровня проводились здесь 12 лет назад. А первенство России назарьевский картодром принимал впервые за всю историю своего существования. В гонках приняли участие 83 спортсмена в возрасте от 6 (!) лет из 20 городов России, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, Ростова-на-Дону, Сочи, Новосибирска, Белгорода и др. Соревнования проводились в 5 классах: - «Микро» – спортивный карт для детей 6-8 лет, объем 60 куб. см; - «Мини» – спортивный карт для детей 8-11 лет, объем 60 куб. см;- «Супер-мини» – спортивный карт для детей 9-12 лет, объем 60 куб. см; - «KF Junior» – спортивный карт для юношей 13-16 лет, объем 125 куб. см;- «KZ2» – спортивный карт с 6-ступенчатой коробкой передач для спортсменов от 16 лет и старше, объем 125 куб. см. Судейская бригада была представлена ведущими специалистами Российской автомобильной федерации (РАФ). Кроме судей на трассе есть еще и маршалы – рабочий персонал автодрома. Маршалы располагаются вокруг трассы, в их обязанности входит забота о безопасности: эвакуация болидов и пилотов из опасных положений, предупреждение пилотов флагами о помехе и опасности на трассе. В дни гонок на картодроме в Назарьево эти обязанности выполняют волонтеры – ребята из «Совета молодежных инициатив». Молодые люди прошли подготовку на картодроме, и теперь выполняют свои обязанности вполне профессионально. А открывали соревнования почетные гости – глава управы района Савелки Е.Макшанцев и глава муниципального округа Савелки И.Юдахина.
Хлопотно гоночное хозяйство: шатры, каталки для картингов, генератор, вода, питание – все должно быть под руками и бесперебойно. И так в течение трех дней, пока проходят тренировки, квалификации и, наконец, сами гонки. А затем, когда команды разъезжаются по домам, нужно привести площадку в порядок (мусора, увы, остается много). Р.Ковалев – технический директор картодрома, на чьих плечах лежит весь груз этих забот.
Очередные соревнования завершены. Определились победители (результаты опубликованы на сайте «Картинг России» http://kartingrf.ru), следующее крупное соревнование – с 17 по 19 июля «Супермото» (мотоспорт), затем, 25-27 июля – 2-го этапа чемпионата и первенства Москвы по картингу. А это новые хлопоты, встанут новые вопросы, которые, несомненно, будут решены, а результат – новые победы. Картодром действует! И мы верим – станет настоящим украшением города.